Программа "Я-гражданин"

  выдержки из Программы "Я - гражданин"

      В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.

            Одним из основных инструментов формирования гражданственности является воспитание. Позиция Министерства образования и науки Российской Федерации по данному вопросу наиболее полно отражена в письме Министерства «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации» от 15.01.20003г., определившем что гражданское образование:

-        имеет главной целью воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе;

-        основано на идее полноценного участия личности в решении общественно значимых задач и предполагает сочетание формирования навыков социальной практики с глубоким освоением основ социальных наук;

-        носит интегрированный характер и ориентированно на деятельностное освоение учащимися социально – экономических явлений;

-        представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование, реализуемое посредством организации учебных курсов, внеклассной и внеурочной работы, а также создания демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами учебных дисциплин;

-        должно осуществляться на всех уровнях общеобразовательной подготовки.

Всё вышеизложенное определяет актуальность разработки и реализации целевой внутришкольной программы «Я - гражданин России».

В целях объединения усилий школы, семьи, общественности, учреждений, расположенных на территории п.Лендеры, жителей посёлка в патриотическом воспитании детей, а также выработки единых подходов в воспитании разработана эта Программа.

  

Цель и задачи Программы.

Целью Программы является гражданско-патриотическое воспитание учащихся МОУ Лендерская СОШ.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

-        формирование у детей гражданского отношения к себе, своей семье, школе, Отечеству, планете Земля;

-        формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооружённой защите;

-        изучение истории и культуры Отечества и родного края;

-        физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни;

-        методическое обеспечение функционирования системы гражданско-патриотического воспитания;

-        консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности, жителей посёлка в патриотическом воспитании детей.

 

Сроки реализации Программы.

            Программа реализуется в три этапа:

1)      диагностико-проектный (2008-2009 учебный год);

2)      содержательно-деятельный (2009-2010 учебный год);

3)      рефлексивный (2010-2011 учебный год ).

 

Содержание деятельности на каждом этапе.

1)      Диагностико-проектный: комплексное обследование уровня сформированности гражданственности у школьного сообщества и состояния гражданского воспитания в школе; обобщение опыта школы в организации гражданского воспитания; разработка групповых проектов по развитию отдельных аспектов гражданского воспитания отдельными классами, внешкольными объединениями; сбор информации, анализ и участие в таких же проектах и программах вне школы.

2)      Содержательно-деятельный: реализация комплексов проектов – как вновь созданных, так и традиционных, как внутри школы, так и за её пределами.

3)      Рефлексивный: выявление результативности реализуемых программ (общешкольной программы и программ классных коллективов) посредством комплексной диагностики, обобщение итогов, определение перспектив.

 

Ожидаемые результаты.

1)      Диагностический этап: получение целостной картины состояния гражданского воспитания в школе и сформированности гражданственности как личностного качества у членов школьного сообщества.

2)      Содержательно – деятельный этап: активизация деятельности в рамках гражданского воспитания.

3)      Рефлексивный этап: изменение социальной и гражданской позиции учащихся школы, определение системы дальнейшей деятельности по гражданскому воспитанию школьников.

 

Механизм реализации Программы.

Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет Совет по реализации Программы (далее именуется – Совет). Совет определяет содержание конкретных мероприятий по реализации Программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе.

Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, учащиеся и их родители.

Программа реализуется в школе со 2-го по 11-й классы. Она включает в себя 6 направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина России.

  

Участие классных коллективов в программе.

Каждый классный коллектив конкретизирует данную Программу. Исходя из особенностей жизни класса, интересов и возможностей школьников и их родителей, в каждом классе разрабатывается своя собственная система дел по её реализации.

 

Презентация Программы   (60Кб)