Закон определяет обучающегося с ограниченными возможностями:

1. Лицо, имеющее недостатки в физическом/психологическом развитии.

2. Лицо, имеющие ограниченные возможности здоровья, подтвержденные ПМПК.

3. Лицо, нуждается в создании специальных условий при обучении.

 

Прием лиц с ОВЗ в школу

Прием в школу детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе заявления родителей и заключения территориальной психолого-медико- педагогической комиссии, в котором указано, что ребенок может учиться в общеобразовательной школе. На обучающегося заполняется и ведется в течение учебного года психолого-педагогическая карта, в которой фиксируются психолого-педагогические особенности развития личности учащегося; результаты педагогической и психологической диагностики; рекомендации по сопровождающей работе.

 

Чтобы обучающийся с ОВЗ мог полноценно обучаться в образовательном учреждении применяются принципы инклюзивного образования. Это означает, что особым детям обеспечен равный доступ к образованию с учетом различных потребностей и индивидуальных возможностей.

 

Дети с ОВЗ, которым по результатам ПМПК было рекомендовано обучение в обычной школе по адаптированной программе, могут потребоваться специальные условия обучения. Стоит отметить, что рекомендации, которые дают ПМПК в своем заключении являются обязательными к исполнению в образовательном учреждении, в котором учится ребенок с ОВЗ.

 

Адаптированная программа разрабатывается с учетом особенностей развития ребенка, основной целью должна быть коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС.

 

В школе осуществляется психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, с ограниченными возможностями здоровья. Сопровождение осуществляют специалисты школы: заместитель директора по УВР, учитель-логопед, педагог-психолог, классный руководитель. Комплексное обследование ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения с учетом индивидуально- психологических особенностей детей осуществляется на лицейском психолого-медико- педагогическом консилиуме (ПМПк).

 

Целью психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ является обеспечение условий для успешного освоения основной образовательной программы начального общего образования и для оптимального развития обучающегося, его успешной интеграции в социум.

 

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся включает: 

- диагностику когнитивно-познавательной сферы личности, педагогические наблюдения;

- разработку и написание индивидуальных образовательных планов (ИОПов) детям с ОВЗ;

- создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения;

- конкретную психолого-педагогическую помощь ребенку.

 

Приоритетным направлением психолого-педагогического сопровождения является профилактическая работа с обучающимися по предупреждению проблем адаптационного периода: социально-психологических (проблемы социальной дезадаптации), личностных (неуверенность в себе, высокая тревожность, неадекватная самооценка, низкая учебная мотивация и т.д.), познавательных (проблемы восприятия, внимания, памяти, мышления, трудностей в обучении) и др.

 

Основными направлениями работы службы сопровождения в течение в года являются:

1. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности учащихся.

2. Аналитическая работа.

3. Организационная работа (создание единого информационного поля школы, ориентированного на всех участников образовательного процесса — проведение школьных психолого-медико-педагогических консилиумов, обучающих семинаров, совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).

4. Консультативная работа с педагогами, учащимися и родителями.

5. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).

6. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации).

 

Психолого-педагогическое сопровождение обучающегося с ОВЗ является комплексной психолого-педагогической поддержкой детей и родителей в решении задач обучения, развития, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих скоординировано.

 

Важное значение для обеспечения эффективной интеграции обучающихся с ОВЗ в образовательном учреждении имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями) и педагогическими работниками.